Сорок родников

Сорок родников является, пожалуй, самый известным местом паломничества в Пензенской области. Святой источник находится в четырех километрах к востоку от Лукиной поляны, в лесу на правом берегу реки Мокша, в Барабановском лесничестве. В этом месте в шестидесятых годах XVII века возник Успенский женский монастырь, позже в 1689 г. монастырь был переведен в Верхний Ломов.

Полюбоваться видами на источники можно в нашей галерее 40 родников - Салолейка

Позже на этом месте поселились монахи. Предание гласит, что первым пришел монах Серафим с Тамбовщины. Монах искал себе место для уединенной жизни отшельника. Красота пейзажа поразила его и он решил остаться здесь. Очень быстро из окрестных сел собрались иноки. Началось возведение келий и храма. Появился новый монастырь. Првым настоятелем этого монастыря стал (не позднее 1705 года) иеромонах Гурий (ум. 1751 г.)

В 1710-1711 годах здесь была построена успенская церковь; в 1752 году был похар и монастырь сгорел, но его восстановили. В 1764 году монастырь упразднили.

Но не смотря на упразднение монастыря в этих местах остались некоторые монашествующие, так как по легенде Салолейку разгромили пугачевцы.

На этом месте пугачевцами было убито 40 иноков. После предания монахов земле, она заплакала горькими слезами - и из земли потекло 40 родников. Говорят, что если присмотреться к касням на дне Салолейки, то на многих из них появятся лики.

Впрочем, это предание не вполне сходится с реальностью, как и другое, подобное ему: согласно ему, все это произошло еще во времена Стеньки Разина, и командовал разбойниками атаман Василий Ус. Поздним вечером разинцы ворвались в обитель, разграбили ее и перебили большую часть иноков, лишь некоторые из них успели укрыться в пещерах, соединявших Салолейку со Скановым монастырем. Разбойники же гуляли несколько дней, после чего погрузили все драгоценности в лодку, убили 40 монахов и подожгли пустынь. Но на Мокше Василия Уса сотоварищи настигли царские войска и разбили их, а лодка с золотом утонула.

С тех пор здесь построили часовню, и почти что постоянно шли к ней паломники, а особенно многолюдно бывало на десятую пятницу после Пасхи, на Духов день и на Успение. В конце XIX в. (1896) на Салолейке стояла деревянная церковь, приписанная к Никольскому храму соседней Лукиной Поляны (где, кстати, тоже был Успенский придел). Салолейскую церковку-часовню в 1930 г. закрыли, а через два года сломали.

К середине XX века отдельных источников осталось 30-35 (по подсчетам 1990-х – 27, сейчас вообще 17). Они стекали по желобкам в особый колодец, над которым был поставлены крест и икона. Напор воды в главном роднике был таким сильным, что человека отбрасывало на несколько метров, а ведро воды набрать было невозможно. Рядом располагалась купальня. В советское время власти неоднократно разбирали все эти сооружения, но они восстанавливались верующими. В засушливые годы с окрестных селений сюда собирались бабы, и с молитвой на коленях ползли в гору. И через некоторое время набегали тучи и начинался долгожданный дождь. Чтобы пресечь поток паломников, в 1959 г. рядом устроили колхозную пасеку.

Решением облисполкома от 12 ноября 1967 г. Салолейская местность была объявлена водным памятником природы. С 1996 г. Салолейка стала постепенно благоустраиваться: летом 1997-го на месте церкви был поставлен камень и крест, в 1998-2000 гг. проложена асфальтированная дорога. Наверху горы в 2003-2004 гг. построена большая деревянная часовня. За последние годы сооружены мостки к каждому роднику через ручей, в который они все сливаются, раздевалка, под одной из струй – купальня, лавочки, две беседки, с западной стороны – вход. Рядом с купальней устроены киоты, где многие паломники оставляют иконы.

Неподалеку сохранились остатки пещер: два входа длиной два-три метра, а также части каменного мельничного жернова.

Внутри на трубах – наносное серебро, залежи которого находятся под горой. Говорят, его содержание в воде так высоко, что после купания на коже остаются «блестки», а воду набирают понемногу из каждой струи. Температура воды неизменна: +8° весь год.

Ныне это одно из самых чтимых святых мест области. На Троицу и Богоявление, чтобы окунуться в Салолейские воды, надо отстоять несколько часов – так велик поток желающих. А купаться, по сказанию, здесь следует нагими – иначе грехи не смоются.

На Салолейку ведет асфальтированная дорога, которая ответвляется от дороги Н. Ломов – Наровчат за Усть-Каремшей и обозначена соответствующим указателем.

 Маршрут приведенный на карте правильный.  Дорога на наровчат - асфальт, после того как вы свернете с нее будет дорога отсыпанная щебенкой. Проезд довольно приличный. Дорога снабжена указателями - заблудиться сложно.

Комментарии (0)

  • Нет комментариев.

Добавить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут осталять комментарии.